Развитие ребенка до года

Развитие ребенка до года

Развитие ребенка с рождения до года – это настоящее путешествие от беспомощности к самостоятельности, от рефлексов к осознанным действиям, от простых контактов к коммуникации.

Направления развития ребенка с рождения до года

Условно можно выделить следующие сферы жизни, в которых развивается малыш:

  1. Физическое развитие. Новорожденные сначала осваивают самые базовые вещи: дыхание, кормление и сон. Далее уже могут поднимать голову, переворачиваться, сидеть, ползать и стоять.
  2. Речь и коммуникация. Сначала младенец издает простые звуки, но по мере того, как мозг развивается, он начинает понимать и произносить простые слова. В этот период важны чтение и общение для стимулирования речи.
  3. Изучение мира. С первых месяцев жизни ребенок активно исследует окружающий мир через осязание, зрение, слух и вкус. Он изучает предметы, их форму, текстуру и звучание. Для развития моторики, восприятия и когнитивных способностей широко применяются игрушки из разных материалов (твердые, мягкие, шуршащие, музыкальные).
  4. Эмоциональная сфера. Дети до года общаются в первую очередь с родителями, общение со сверстниками менее активное по сравнению с последующими годами. Создать базу для доверия и безопасности, формирования личности и уверенности в себе помогут любовь, ласка и забота окружающих.

Понимание этого процесса позволяет создать благоприятную среду, способствующую максимальному развитию и благополучию малыша.

Развитие ребенка по месяцам до года

В течение года стремительно осваиваются все новые и новые навыки. Каждый человек уникален, поэтому развитие происходит в индивидуальном темпе. При этом существует примерный календарь развития ребенка до года.

1 месяц:

  • большую часть времени спит;
  • появляется первая улыбка;
  • может мигать, реагирует на громкий звук и яркий свет;
  • фиксирует взгляд на предмете;
  • пытается поднимать голову в положении на животе.

2 месяца:

  • улучшается способность удерживать голову, особенно в вертикальном положении;
  • уже следит за движущимися предметами;
  • начинает улыбаться в ответ на лица и звуки;
  • прислушивается.

3 месяца:

  • может наблюдать за неподвижными предметами, как в горизонтальном, так и в вертикальном положении;
  • реагирует и прислушивается к звукам;
  • при разговоре улыбается в ответ и стучит ножками;
  • уже хорошо удерживает голову;
  • произносит различные звуки (гулит).

4 месяца:

  • может узнать маму, папу;
  • поворачивает голову на звуковые стимулы;
  • не только улыбается, но и смеется;
  • переворачивается со спины на животик;
  • долго гулит;
  • удерживает подвешенную игрушку.

5 месяцев:

  • может узнать родных от чужих;
  • отличает обращенную к нему речь по тону;
  • улучшается координация рук, более точный захват игрушек;
  • переворачивается с животика на спинку.

6 месяцев:

  • активно переворачивается со спинки или с животика;
  • сидит без поддержки;
  • может начать пробовать прикорм;
  • берет игрушки как подвешенные, так и свободно лежащие;
  • лепечет, может произносить «ма», «па», «ба»;
  • проявляет интерес к кормлению ложкой, сворачивает губы трубочкой.

7 месяцев:

  • начинает ползать или двигаться вперед на животе;
  • перебирает игрушки с руки в руку, стучит ими;
  • часто лепечет;
  • пьет из чашки (несамостоятельно);
  • играет в игру «Где?».

8 месяцев:

  • сам садится и встает у опоры, ходит возле нее;
  • длительно заинтересован игрушками;
  • может играть в «Ладушки» и махать «пока-пока»;
  • удерживает печенье;
  • понимает определенные слова и команды.

9 месяцев:

  • ходит при поддержке за две руки (нельзя долго водить за руки из-за возможных проблем с опорно-двигательным аппаратом);
  • перекладывает, складывает игрушки;
  • все лучше произносит слоги;
  • может пить из чашки сам при небольшой помощи.

10 месяцев:

  • ходит с поддержкой или за мебелью.
  • использует простые жесты для общения;
  • все больше проявляет интерес к самостоятельному приему пищи;
  • залазит и слазит с невысоких поверхностей;
  • различает части тела, предметы;
  • сам пьет из чашки.

11 месяцев:

  • может начать ходить самостоятельно;
  • сам стоит без опоры, сам садится;
  • строит пирамидки из кубиков, складывает матрешку;
  • понимает простые инструкции и команды.

12 месяцев:

  • становится более независимым и активным, сам ходит;
  • использует до десяти слов, понимает больше слов;
  • может самостоятельно кушать ложкой и пить из чашки.

Гендерное отличие в развитии ребенка до года (между мальчиками и девочками)

Развитие детей в первый год жизни имеет свои общие черты независимо от пола, но есть некоторые различия в развитии между мальчиками и девочками:

  • у мальчиков физическое развитие более активное и быстрое по сравнению с девочками, так как они чаще рождаются с более высоким весом и длиной тела;
  • девочки обычно начинают говорить раньше и более активно участвуют в разговорах, хотя это сильно зависит от окружения ребенка;
  • девочки могут проявлять больший интерес к социальным играм и взаимодействию с другими детьми и взрослыми;
  • мальчики склонны к играм, связанным с движением и физической активностью.

Отличий в умственных способностях среди мальчиков и девочек нет. Оба пола могут достигать одинаковых успехов в умственном развитии и приобретении когнитивных навыков, таких как понимание предметов, развитие памяти и принятие решений.

Скачки развития у ребенка до года

Скачки развития представляют собой значительные прорывы в развитии определенных навыков или способностей. У детей до 1 года выделяют следующие скачки:

  • подъем головы – связан с укреплением мышц шеи, формируется шейный лордоз (примерно в 2-3 месяца);
  • сидение без поддержки – свидетельствует об укреплении мышц спины, формировании других физиологических изгибов позвоночника (примерно в 6 месяцев);
  • перевороты – сначала с живота на спину, позже – наоборот (в 4-6 месяцев);
  • ползание и передвижение вперед на животе, держась за опору (в 7-9 месяцев);
  • первые слова (в 10-12 месяцев);
  • ходьба – один из самых крупных скачков развития (чаще в 12 месяцев).

Важно не забывать, что развитие детей индивидуально, а нарушение развития устанавливается только после осмотра педиатром и узкими специалистами.

Индивидуальное развитие ребенка

Темпы развития детей до года индивидуальны. Согласно исследованиям, на развитие влияют забота и внимание взрослых. Дети, которых любят, с которыми много общаются и играют, чаще всего развиваются быстрее и лучше, чем те, кому не хватает такого интенсивного внимания.

Вот несколько простых советов, как помочь развиваться своему чаду:

  1. Проводите больше времени с малышом, разговаривайте с ним, вызывайте улыбки и поддерживайте его в активном состоянии.
  2. Перед кормлением и во время бодрствования укладывайте малыша на животик, что способствует укреплению мышц живота и шеи.
  3. Носите ребенка на руках, начиная с горизонтального положения, а затем плавно переходите к вертикальному (в первые месяцы длительное нахождение в вертикальном положении чрезмерно утомляет мышцы спины).
  4. Используйте яркие игрушки простых форм для игр с малышом, медленно двигая ими в разные стороны, заставляя звучать, чтобы стимулировать развитие зрительного и слухового восприятия.
  5. Для стимуляции к ползанию поставьте перед малышом игрушки на близком расстоянии и завлекайте его к движению.
  6. Покажите малышу игрушки с разных сторон, чтобы он мог чаще переворачиваться и развивать координацию движений.
  7. Поощряйте лепет, вступайте в «переговоры» и стимулируйте повторение простых слов и звуков.
  8. Игрушки следует держать в кроватке или манеже, чтобы ребенок мог исследовать их в свободное время.

Related Articles

Добавить комментарий