Умственная отсталость: причины, степени, признаки, диагностика

Отсталость умственного развития — нарушение всей психической деятельности, особенно интеллекта, возникает вследствие повреждения головного мозга во внутриутробном периоде или в раннем детстве.

Многие исследователи относят к этому разделу состояние глубокой педагогической запущенности или взращивание ребенка без контакта с себе подобными — синдром Маугли.

Состояние в течение жизни не прогрессирует, нарушения касаются речи, движений (моторики), волевых и эмоциональных проявлений.

Другое название — олигофрения (в буквальном переводе «мало ума»). В зарубежной литературе распространены названия «нарушение интеллектуальных способностей», «интеллектуальная инвалидность» и подобные. Состояние отнесено к общей широкой рубрике «нарушение нервного развития».

Особенности умственной отсталости

Признаки умственной отсталости имеют принципиальное отличие от деменции (приобретенного слабоумия). При олигофрении умственное развитие не смогло достичь уровня нормы, «не дотягивает» до нижней границы нормального интеллекта. Страдает в первую очередь социальная адаптация, человек не может осознать многообразие мира и ориентироваться в нем. При деменции человек какое-то время развивался и жил нормально, возможно, даже достиг определенных высот, но болезнь разрушила все, чем он обладал.

По данным медицинской статистики, касающейся развитых стран, около 1% населения имеют это расстройство, причем преобладает легкая форма. Авторы монографий по этой теме утверждают, что распространенность в популяции достигает 3%, но многие пациенты не попадают к врачу, поскольку приспосабливаются к требованиям общества. Данные мировой статистики в разных странах такие: от 3 до 24 человек на тысячу населения.

Мальчики болеют вдвое чаще девочек. Обнаруживаются варианты умственной отсталости в ответственные периоды жизни: при начале обучения в школе и после ее окончания, когда предстоит выбор профессии или армейская служба. Проблемы возникают при прохождении обязательной углубленной медицинской комиссии.

Причины умственной отсталости

Медики считают, что для формирования заболевания необходимо совпадение внутренних и внешних факторов. Внутренние — это грубое повреждение либо недоразвитие центральной нервной системы до рождения или в период до одного года. Именно в это время происходит формирование и созревание всех отделов головного и спинного мозга. Внешние — отсутствие матери или заменяющего ее человека, недостаток ухода, плохое питание, тяжелые заболевания, интоксикации.

Умственная отсталость у детей вызывается чаще всего такими причинами:

  • сбой генетического кода, когда отделы мозга не могут сформироваться по естественной программе;
  • болезни, передающиеся по наследству, когда страдает не только нервная система, но и внутренние органы;
  • хромосомные заболевания — синдром Дауна, кошачьего крика и подобные;
  • врожденное уменьшение объема мозгового вещества или микроцефалия;
  • резус-конфликт — грубые иммунологические нарушения;
  • врожденное увеличение количества ликвора с критическим повышением внутричерепного давления или гидроцефалия;
  • патологические роды, в ходе которых неизбежна травма головки плода;
  • ионизирующее излучение во время беременности;
  • интоксикации беременной различного происхождения — наркомания, алкоголизм, печеночная или почечная недостаточность, СПИД;
  • различные врожденные метаболические заболевания — некорректируемые нарушения обмена углеводов, белков и жиров, билирубина, минералов;
  • накопление в центральной нервной системе веществ, вызывающих разрушение миелина (оболочки нерва) — лейкодистрофия;
  • наследственные нервные болезни, в том числе факоматозы (нейрокожные синдромы);
  • раннее закрытие швов (родничков) черепа, из-за чего мозгу буквально некуда расти и расширяться — краниостеноз, сопровождающийся стойким повышением внутричерепного давления;
  • врожденное полное или частичное выпадение функции щитовидной железы — гипотиреоз;
  • различные повреждения плацентарного комплекса, нарушающие развитие плода — фетопатии.

Внутренние факторы всегда имеют большее значение, чем внешние. Ребенок с нормальной генетикой может, хоть и с отставанием, компенсировать различные внешние вредности.
У вас появились симптомы? Записаться к врачу Вызвать врача на дом

Или позвоните прямо сейчас: +7 (495) 925-88-78

Умственная отсталость: причины, степени, признаки, диагностика

Симптомы и степени умственной отсталости

Основные проявления заболевания однотипны, несмотря на многообразие причин:

  • недостаточное развитие высших психических процессов — мышления, памяти, интеллекта, внимания, воли и эмоций;
  • отсутствие или сниженная возможность абстракции и обобщения.

По тяжести выделяют 4 степени умственной отсталости:

  • легкая;
  • умеренная;
  • тяжелая;
  • глубокая.

Ранее использовались другие обозначения степени тяжести: легкая — дебильность, умеренная — имбецильность, тяжелая и глубокая — идиотия. В настоящее время эти названия иногда применяются только в русскоязычной литературе.

В МКБ есть рубрика «Другие формы умственной отсталости», в которой кодируются расстройства поведения таких лиц.

Проявления олигофрении становятся заметны уже на первом году жизни. Ребенок не держит головку после 2-х месяцев, не рассматривает предметы из-за трудности фиксации взгляда, не реагирует на громкие звуки, не оживляется при приближении лица матери.

В дошкольном возрасте отставание от сверстников становится более заметным. Ребенка очень трудно, а иногда невозможно, научить пользоваться ложкой и вилкой, одеваться, надевать обувь. Дети мало интересуются игрушками, не пытаются копировать поведение других ребят и взрослых. У маленьких пациентов не получается рисовать, лепить и тем более конструировать. Им доступны только простые, примитивные игры, чуть более сложная деятельность вызывает раздражение, капризы и злость.

Всегда страдает речь, первые слова и короткие фразы появляются на несколько лет позже, чем у сверстников. Эмоции нестабильные, не всегда соответствуют ситуации, ребенок не способен к сопереживанию. С течением времени ситуация изменяется незначительно.

Диагностика умственной отсталости

Тяжесть заболевания определяется по IQ — коэффициенту интеллекта, выраженному в цифрах. Определяют IQ по результатам психологического исследования, используя разные тесты: Векслера, Стэнфорд-Бине, Айзенка, таблицы Равена, российский ШТУР — школьный тест умственного развития. Средний нормальный показатель — 100 с отклонением 15 баллов (единиц) в ту или другую сторону.

По IQ (в единицах) тяжесть определяется так:

  • 50-69 — легкая умственная отсталость, возможно обучение в условиях специализированной школы, ребенок может научиться читать, писать и считать, в дальнейшем осваивает простую профессию с повторяющимися действиями;
  • 35-49 — умеренная умственная отсталость, доступны некоторые бытовые навыки, требуется посторонний пожизненный уход;
  • 20-34 — тяжелая умственная отсталость, нет фразовой речи, возможно произнесение звуков, привлекающих внимание окружающих, полная бытовая беспомощность, нуждаются в непрестанном постороннем уходе;
  • меньше 20 — глубокая умственная отсталость, невозможно понимание обращенной речи, нет навыков самообслуживания, самостоятельной деятельности. Пациент либо лежит без движения, либо пребывает в монотонном возбуждении.

Дополнительно, в основном по инициативе родителей, которые хотят понять причину, врачом назначаются МРТ головного мозга, ЭЭГ, генетические исследования.

Лечение умственной отсталости

Лечение, приводящее к выздоровлению, возможно только в одном случае — при раннем обнаружении ферментопатии (блокада ферментативной системы), например, непереносимости фруктозы, несахарном диабете и подобных. Во всех остальных случаях излечение невозможно, ситуацию несколько исправляет симптоматическая терапия — лекарственное или педагогическое смягчение последствий болезни. Это возможно только в раннем или школьном возрасте, умственная отсталость у взрослых практически не поддается коррекции.

При нарушениях поведения назначаются нейролептики, в остальных случаях — витамины, ноотропы, общеукрепляющие средства. Большое значение для адаптации к жизни имеет вмешательство педагога-дефектолога, объясняющего на доступном пациенту уровне основы взаимодействия с окружающим миром.

Диагноз умственной отсталости выставляется однократно, не снимается, влечет установление инвалидности и профессиональные ограничения.

Related Articles

Добавить комментарий