Олигофрения: степени и симптомы

Олигофрения (код по МКБ — F70-F79) — это патологическое состояние психики, сопровождающееся ее общим стойким недоразвитием. Органическое поражение головного мозга происходит в период вынашивания плода или после рождения.

Особенностями олигофрении являются расстройства интеллектуального, волевого, эмоционального, двигательного и речевого развития. Нарушения провоцируют адаптационные трудности у человека.

Причины

Другим названием недоразвития психики является умственная отсталость, которая возникает у ребенка в возрасте до трех лет. В этот возрастной период в норме должно происходить активное формирование психических функций, но из-за внешних или внутренних аномалий развитие остается на низком уровне. При этом на официальном уровне диагноз ставят детям в 6-7 или в 18 лет.

Согласно статистике, дефект диагностируют приблизительно от 3 до 24,5 случаев на 1000 людей населения планеты. Легкая степень олигофрении встречается в 70-90% случаев. При этом специалисты отмечают распространенность средней и тяжелой степеней нарушения в 10-30% случаев, а крайне тяжелое недоразвитие психики констатируют у 0,1% людей. Считается, что расстройство чаще развивается среди мальчиков — в 1,5 раза больше, чем у противоположного пола.

Причины олигофрении:

  • генетические, при которых дефекты возникают внутриутробно и провоцируют олигофрению;
  • наследственные нарушения, приводящие к олигофрении с признаками расстройств зрительной, слуховой функций. Наблюдаются поражения кожной, мышечной, костной, сердечно-сосудистой систем;
  • микроцефалия, характеризующаяся уменьшением объема головного мозга с невозможностью его роста. Олигофрения носит врожденный или приобретенный характер;
  • гидроцефалия, сопровождающаяся скоплением жидкости в полостях мозга, что проявляется в снижении нейродинамических процессов мозговой деятельности;
  • воспалительные заболевания головного мозга, среди которых отмечают менингит, менингоэнцефалиты;
  • серьезные соматические заболевания;
  • несовместимость крови матери и ребенка;
  • перенесенные мозговые травмы, когда происходят родовые травмирования ребенка, сдавливание головы в период прохождения по родовым путям, использование механических приборов во время родоразрешения;
  • вредные привычки беременной (алкоголь, курение, наркотические вещества);
  • радиоактивное и рентгеновское облучение половых клеток будущих родителей;
  • врожденные обменные расстройства.

Классификация

Принято различать следующие формы олигофрении:

  • дифференцированная, подразумевающая установление причины недуга;
  • недифференцированная, когда не удалось выяснить происхождение расстройства.

Согласно международной классификации болезней выделяют следующие степени олигофрении:

  • F70.xz, соответствующая легкой неполноценности психики, а уровень IQ в пределах 50-69;
  • F71.xz, характеризующаяся средним недоразвитием при уровне IQ в пределах 35-49;
  • F72.xz, устанавливаемая при тяжелой степени олигофрении;
  • F73.xz, являющаяся глубоким поражением, а уровень IQ меньше 20;
  • F78.xz, при которой врачи говорят о других разновидностях умственной отсталости;
  • F79.xz, указывающая на невыясненную форму недуга.

В связи с вышеуказанной градацией олигофрении определены следующие ее стадии:

  • легкая патология;
  • умеренная олигофрения;
  • тяжелое поражение;
  • глубокая отсталость.

В России существует следующая типология основных видов олигофрении:

  • дебильность, которая равносильна легкой степени расстройства. Патология характеризуется несамостоятельностью, сложностями с концентрацией, незначительным объемом слов в обиходе пациента, хорошей механической памятью, способностями к обучению и получению специальности;
  • имбецильность, которую можно считать пограничным состоянием психики между средней и тяжелой степенями отсталости. У человека нарушения связаны с маленьким словарным запасом, трудностями взаимодействия с новым материалом, невозможностью овладеть бытовыми навыками;
  • идиотия, при которой у пациента отсутствуют речь, ходьба, нет понимания речи окружающих. Человек способен элементарно реагировать на дискомфорт плачем и агрессией, а успокоением на благополучие и комфорт.

Симптомы

Диагноз устанавливают лицам, у которых выявлены нарушения интеллектуального характера, проблемы с речью, памятью, вниманием, восприятием новой информации, эмоционально-волевой сферой. Помимо этого, могут отмечаться патологии опорно-двигательного аппарата. Также часто у пациентов с данным заболеванием есть соматические и неврологические аномалии.

К признакам, указывающим на наличие умственной олигофрении, относят отсутствие образного мышления, невозможность обобщать и абстрагировать. Лица, страдающие от болезни, имеют низкую концентрацию внимания, они неусидчивы, легко отвлекаются. При патологии отсутствуют побуждения к инициативе, принятию решений. Тяжелая форма поражения схожа с мышлением ребенка младшего возраста.

Такой психический познавательный процесс, как память, отличается низким уровнем. Пациент запоминает несложные слова и фразы выборочным образом. Речь обедненная, состоит из простых конструкций, часто при составлении фраз допускаются ошибки. Овладеть чтением доступно не всем пациентам, все зависит от степени поражения мозга на фоне олигофрении.

Пациенты с недугом с большим трудом осваивают бытовые навыки. У многих есть сложности самоухода, обеспечения гигиены, выбора одежды, покупки товаров, приготовления простой пищи. Часто решения носят спонтанный и необдуманный характер. Физическое развитие у людей происходит с разной интенсивностью, в каждом случае носит индивидуальные особенности.

Первые симптомы олигофрении у детей проявляются приблизительно в 6-7 лет, а иногда могут возникнуть и раньше. Среди основных предположений отклонения выделяют выраженную раздражительность, сложности контактирования со сверстниками, низкое стремление в познании окружающего. Родители могут обратить внимание на затруднения при попытках обучения ребенка простейшим действиям.

У взрослых пациентов олигофрению можно определить по дефициту интеллектуального развития, дезадаптации, сложностям интеллектуального воспитания. Обычно человек не способен самостоятельно принимать решения, осуществлять уход за собой. Решение логических и математических задач недоступно лицу с данной патологией.
У вас появились симптомы? Записаться к врачу Вызвать врача на дом

Или позвоните прямо сейчас: +7 (495) 925-88-78

Олигофрения: степени и симптомы

Диагностика

При подозрении проявлений недуга ребенка направляют на консультацию к врачу-психиатру. Специалист может установить олигофрению после проведения диагностики, включающей сбор анамнестических данных, сведений о развитии человека, проведение специальных обследований, бесед.

Медик внимательно оценивает речевые навыки пациента, его словарный запас, память, внимание, мышление, уровень самооценки и восприятия окружающего. Дополнительно требуются психологические тестирования.

В рамках диагностики пациенту предоставляют задания, где нужно объяснить своими словами смысл фраз, пословиц, провести сравнение и анализ картинок. Человека просят запомнить и воспроизвести слова, пересказать текст.

Для определения происхождения расстройства назначают обследования и анализы. В некоторых случаях показаны рентген черепа, МРТ головного мозга, ЭЭГ, исследования кариотипа.

Лечение

Отдельно взятый случай требует индивидуально подобранных мер, подбора медикаментов, психотерапевтических занятий, психосоциальной терапии. Каждому пациенту составляют индивидуальную программу по реабилитации и адаптационной деятельности, учитывая имеющиеся особенности развития и болезни. Лечением олигофрении занимаются психологи, психотерапевты, социальные работники.

Лекарственная терапия для пациентов состоят из ноотропов, антигипоксантов, антикоагулянтов, витаминных комплексов, средств для улучшения метаболизма головного мозга. Когда у человека отмечены признаки заторможенности, показаны стимуляторы, а на фоне возбужденности — седативные вещества.

Одной из главных задач всех специалистов, работающих с данным диагнозом, является адаптация к социальной среде, обучение навыкам самообслуживания. Помимо этого, психологи, педагоги, психотерапевты проводят большую работу с родителями пациентов. Их обучают продуктивным способам общения, контактирования и понимания ребенка с недугом. При недоразвитии речевой функции требуются коррекционные занятия с логопедом и дефектологом.

Обычно ребенок обучается в специальной школе по коррекционной программе. В дальнейшем педагоги помогают с профессиональным становлением, выбором подходящего ремесла. Специалисты обучают детей простейшим навыкам по уходу за собой, покупке и приготовлению пищи. При тяжелой форме человек нуждается в постоянном уходе и контроле.

Related Articles

Добавить комментарий